Дата опубликования:  20/04/2012

Источник:  Отдел по работе с населением с. Займище

Родился он 26 января 1922 года. Успел закончить только один курс института, а потом та самая история потребовала от молодого паренька взрослых ответственных решений. Началась Великая Отечественная война. Закончив ускоренные курсы в артиллерийском училище, он уходит на фронт. Трудные военные будни согревала мысль о доме, где его ждали жена и маленький сын. Войну Феодосий Георгиевич Светик закончил в Германии, имея множество наград.
Я опущу подробности в описании того, что увидел по возвращению на родину лейтенант. Нужно было незамедлительно менять военную форму на гражданский пиджак и идти работать туда, где ждали, нуждались. Так Ф. Г.Светик стал директором Займищенской школы.
Первое сентября 1973 года. Мои родители ведут меня в первый класс Займищенской средней школы. Из-за огромного букета георгинов и гладиолусов, которые рано утром срезал в палисаднике мой отец, я не вижу школу, но я ее буквально слышу. Слышу беспорядочно - суетное жужжание толпы, очень звонкий детский смех, громкие обсуждения лета старшеклассниками. И вдруг над этим огромным скоплением людей прогремел голос, который в одно мгновение расставил всех по своим местам и утихомирил жужжание. Словно на параде ровными рядами выстроились ученики и учителя.
Как обычно в этот день было много гостей, которые нас поздравляли, все они говорили в микрофон, представляющий в то время сумку, накинутую на плечо и сам микрофон. Когда слово взял директор школы, отец мне сказал: «Смотри, ему не нужен микрофон.» И действительно, его голос понёсся над школьным стадионом, доходя до каждого из нас и остался в наших душах на долгие- долгие годы. Этот голос на протяжении сорока лет встречал детей утром и в обед>, и провожал после школы. Федор Георгиевич был директором у моего отца, брата и у меня. Отцу и брату от него доставалось очень частенько. Я же была отличницей. А умных и старательных директор любил особенно, это чувствовалось во всем. А вот лодырей и прогульщиков он надух не переносил и всем видом давал это знать. Мой отец долго не мог понять, как его мать (моя бабушка) узнала, что он курит в дубовой роще. Позже бабушка рассказала, что директор вызвал её в школу и указал точно на какой дуб ее сын лазит курить. Откуда узнал это Федор Григорьевич, она не знает. А Светик Ф.Г знал всё и про всех, про своих учителей, про своих технических работников, по своих учеников их семьи и при необходимости готов был помочь кажлому.
Я училась в самой лучшей школе города, которую любила и гордилась ею. Она была самая маленькая в городе, деревянная. с узкими коридорами, с печками в классах, по коридорам из-за тесноты было трудно пройти, но мы днями пропадали в школе, каждому ученику после уроков находилось дело по душе. В школе работал драмкружок, был свой вокально- инструментальный ансамбль с настоящими электрогитарами ,ударником и ионикой, хор , военно-патриотический клуб и множество спортивных секций. В школе учились ребята из Смотровой буды, Синьковки, Голубовки, Ивановщины, Халтурина ,.Ивановки ,Сельхоз техники. Многие жили на квартирах, а многие каждый день добирались домой пешком. Ф.Г строго следил за тем, чтобы дети уходили из школы сытыми. Знал ,что ребёнок придёт домой ,а покормить некому( мамы в то время все работали).Он лично следил .чтобы обеды были сытными и вкусными. На самом деле вкуснее школьного борща я до сих пор не ела. Но,как говориться, любишь кататься – люби и саночки возить. Приучал он нас к труду со школьной скамьи. В школе было огромное количество кроликов, был свой конь, летом ученики пололи школьный огород, где росли картошка, капуста, свёкла. Всё это шло в нашу школьную столовую, может, поэтому и было всё так вкусно.
Раньше были очень снежные зимы, бури, заносы. Федор Григорьевич просил старших ребят сопровождать младшеклассников, а если у малышей не было старшего попутчика -он разводил детей по домам сам.
Вообще, я ставила пред собой цель рассказать о конкретном человеке. Но мысли плавно переходят на воспоминание о школе ,наверно потому, что этот человек растворился в школе, в детях, в заботах о той самой школе. Не смотря на все трудности, он после войны закончил институт и преподавал в нашей школе астрономию и физику. В моем классе он вел урок астрономии. Федор Григорьевич приглашал нас на школьный стадион поздно вечером, когда на небе появлялись звезды. Учитель фонариком на небе показывал нам созвездия, учил ориентироваться по звездам , рассказывал нам различные легенды и были. Нам такие уроки нравились. Я не могу сказать ,что мы жутко любили астрономию, но первая любовь зарождалась именно на школьном дворе под звездами. Директор строго на строго приказывал мальчикам довести девочек до дома .мы были довольны исходом дела и попарно расходились по домам. Только по истечению времени мы поняли , что этот человек контролировал и оберегал нас и направлял нашу влюбленность в нужное русло.
У него были свои методы воспитания, индивидуальные для каждого школьника. Однажды он пришел к нам на урок русского языка и увидел спящего ученика из неблагополучной семьи, директор шепотом попросил учителя не будить его, а нас – говорить по - тише, чтобы тот имел возможность поспать . Больше тот парень не спал на уроках.
Ученики нашей школы вместе с аттестатом получали профессию. Девочки осваивали на фабрике им. Коминтерна профессию прядильщицы, а я и еще несколько девочек решили получить права на управление автомобилем. Теорию я брала, признаюсь честно, своей усидчивостью и старанием, а вот практика ни как не шла. Однажды директор пришел к нам в класс и сказал, что я еду с ним на завод имени Щорса к нашим шефам (в школе был свой грузовик). ВСЕ НАПЕРЕБОЙ ЗАКРИЧАЛИ, ЧТО Я НЕ УМЕЮ ЕЗДИТЬ НА МАШИНЕ, А ОН КАК - БУДТО НИЧЕГО НЕ СЛЫШАЛ, ЧУТЬ ЖИВАЯ ОТ СТЫДА Я ПРОЛЕПЕТАЛА, ЧТОБЫ ДИРЕКТОР ВЗЯЛ КОГО-НИБУДЬ ИЗ МАЛЬЧИКОВ, НА ЧТО ОН МНЕ ОТВЕТИЛ, ЧТО МОЯ ЗАДАЧА ДОЕХАТЬ ДО КОНЦА УЛИЦЫ КЛИНЦОВСКОЙ,А ДАЛЬШЕ ОН ПОЕДЕТ САМ. Но случилось так, что я сама доехала до завода и обратно. Я получила права и езжу на машине до сих пор и только недавно узнала , что Федор Григорьевич не умел ездить на машине. Как он поехал в тот момент со мной, что им двигало - знал только он.
Многим он помог сделать в жизни первый шаг.
Ф. Г. Светик пригласил меня в школу работать пионервожатой. Целый год я наблюдала за ним уже полноправным членом педколектива. Другими глазами увидела жизнь директора школы, я поняла, что у него кроме школы есть еще и семья, но пусть не обижаются на меня его родственники, но им доставалось внимания меньше, чем займищенским ученикам. Когда поздно вечером мы уходили со школы, он оставался в школе проверить отопление ( К ТОМУ ВРЕМЕНИ СОБСТВЕННЫМИ силами была построена котельная) , а рано утром встречал нас, выходя из своего кабинета.
Директор всегда был озабочен своей мечтой. Нереальная была у него мечта, почти сумасшедшая в те годы. Он мечтал …. о новой школе в Займище. Забегу вперед, скажу, что новую школу он построил., огромную, двухэтажную, с актовым и спортивным залами, со светлыми классами , огромном учительской. Он эту школу выстрадал вместе с учителями и учениками. И только его семья и педколлектив знали, чего ему это стоило. Была по этому поводу анекдотическая ситуация, ее озвучил на праздновании столетия школы ЛЕБЕДЬКО Иван Михайлович, тоже замечательный человек , тогдашний председатель поселкового совета.
Светик вызывал мыслимые и немыслимые комиссии, чтобы признать школу ветхой. Но комиссия, как всегда, приезжает не вовремя. В тот год осень выдалась теплой и сухой, месяца полтора точно, на небе не было ни облачка. За полчаса до приезда чиновников из Москвы директору позвонили из Дома Советов и сказали, что комиссия строгая и на слово в жизни не поверит, что крыша гнилая и протекает. И тогда Светик Ф. Г.и Лебедько И. М. рискнув своими должностями и партбилетами , решили наглядно доказать, что во время дождя в школе потоп. Читатель помнит, что в нашей школе был конь. Так вот на коне старшеклассники навозили в бочки воды и подняли ее на чердак школы, и, когда директор водил членов комиссии по школе- Лебедько оборачивал бочки с водой на потолок. Потолки на глазах промокали, штукатурка падала на пол, на парты. Комиссия с ужасом смотрела на бедных детей, которых заливал дождь, и сделала окончательный вывод о том, что новая школа в рабочем поселке необходима. В тот же год приступили к строительству школы. Я не была свидетелем этой стройки, но полагаю, что далась она нашему директору Светику Федору Григорьевичу с большим трудом , много здоровья директора и учителей полегло на ней, но школа была выстроена и приняла учеников.
К сожалению , Федор Григорьевич не остался в ней директором. Пришли годы неразберихи и безработицы, к тому времени ФЕДОР ГРИГОРЬЕВИЧ СВЕТИК был уже в пенсионном возрасте, годы не стоят на месте, и он, как истинный мужчина, ветеран войны принимает решение дать дорогу молодым и перспективным, с новыми взглядами на современную жизнь, со здоровыми амбициями и планами. Конечно, после его ухода школу еще немного поштормило, директора менялись, пока не пришла директором в Займищенскую школу СЫРОДОЕВА Л. Н. и не продолжила дело СВЕТИКА Федора Григорьевича. Ныне Займищенская средняя школа носит имя СВЕТИКА Ф. Г., человека ,который посадил дерево , воспитал достойнейших сына и дочь, построил дом и школу и оставил добрую память в наших сердцах на вечно.
26 января Феодосию Григорьевичу Светику исполнилось бы 90 лет. Я прошу всех, КТО знал его, кого он учил наукам и жизни, в этот день найти пятнадцать минут времени и рассказать своим детям и внукам о своем директоре школе-пусть они тоже знают нашу историю.

Выпускница 1983 года,
Начальник отдела по работе с населением Села Займище                        В.П. Зародыш.

Администрация / Отделы администрации / Отдел по работе с населением с. Займище / Творческие работы жителей села /