Муниципалитет / Администрация / Отделы администрации / Отдел внутренней политики, трудовых отношений, связей с общественностью и средств массовой информации / Организация охраны труда / МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ГОСТ 12.0.230-2007 СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА
Введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 10 июля 2007 г. N 169-ст
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
ILO-OSH 2001 Guidelines on occupational safety and health management systems (IDT)
Occupational safety standards system. Occupational safety and health management systems. General requirements
ГОСТ 12.0.230-2007 Список изменяющих документов (в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст)
Группа Т58
ОКСТУ 0012
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-97 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены".
Сведения о стандарте
1. Подготовлен рабочей группой, состоящей из представителей ООО "Центр безопасности и гигиены труда" и Федерации независимых профсоюзов России, на основании собственного аутентичного перевода Руководства, указанного в пункте 4. 2. Внесен Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. 3. Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (Протокол N 28 от 27 марта 2007 г. по переписке). За принятие проголосовали:
┌──────────────────────┬──────────┬───────────────────────────────────────┐ │ Краткое наименование │Код страны│ Сокращенное наименование национального│ │ страны по МК │ по МК │ органа по стандартизации │ │ (ИСО 3166) 004-97 │(ИСО 3166)│ │ │ │ 004-97 │ │ ├──────────────────────┼──────────┼───────────────────────────────────────┤ │Азербайджанская │ AZ │Азстандарт │ │Республика │ │ │ │Республика Армения │ AM │Армстандарт │ │Республика Беларусь │ BY │Госстандарт Республики Беларусь │ │Грузия │ GE │Грузстандарт │ │Республика Казахстан │ KZ │Госстандарт Республики Казахстан │ │Кыргызская Республика │ KG │Кыргызстандарт │ │Республика Молдова │ MD │Молдова-Стандарт │ │Российская Федерация │ RU │Федеральное агентство по техническому │ │ │ │регулированию и метрологии │ │Республика Таджикистан│ TJ │Таджикстандарт │ │Туркменистан │ TM │Главная Государственная служба │ │ │ │"Туркменстандартлары" │ │Республика Узбекистан │ UZ │Госпотребстандарт Украины │ │Украина │ UA │Госстандарт Украины │ └──────────────────────┴──────────┴───────────────────────────────────────┘
4. Настоящий стандарт идентичен документу Международной организации труда ILO-OSH 2001. Guidelines on occupational safety and health management systems (Руководство по системам управления охраной труда). Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования международного документа для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5-2001 (подраздел 3.6). 5. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 июля 2007 г. N 169-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2009 г. (в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст) 6. Введен впервые.
Введение
Положительное воздействие внедрения систем управления охраной труда на уровне организации <*>, выражающееся как в снижении воздействия опасных и вредных производственных факторов и рисков, так и в повышении производительности, в настоящее время признано правительствами, работодателями и работниками. -------------------------------- <*> Определение см. в разделе 2 "Термины и определения".
Требования к системам управления охраной труда разработаны Международной организацией труда (МОТ) на основе широкомасштабного подхода в соответствии с общепризнанными международными принципами, которые определены входящими в МОТ представителями трех сторон социально-трудовых отношений. Этот трехсторонний подход обеспечивает силу, гибкость и надлежащую основу для развития стабильной культуры безопасности труда в организации. Эти добровольно принимаемые к исполнению требования к системам управления охраной труда отражают ценности и средства МОТ, связанные с обеспечением безопасности и охраны здоровья работников. (в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст) Практические рекомендации, содержащиеся в настоящем стандарте, предназначены для использования всеми, на кого возложены обязанности и ответственность за управление охраной труда. Они не являются обязательными и не направлены на замену национального законодательства, действующих правил или утвержденных стандартов. Результат их применения не обязательно должен подвергаться сертификации. (в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст) Примечание - Сертификация системы управления охраной труда является целесообразной и желательной, но не обязательной процедурой при применении требований настоящего стандарта. (в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст)
На работодателя возлагается непосредственная ответственность и обязанности по организации работ по охране труда. Применение системы управления охраной труда способствует выполнению этих обязанностей. Поэтому настоящий стандарт является практическим инструментом содействия организациям и компетентным учреждениям в осуществлении непрерывного совершенствования деятельности по охране труда. (в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст)
1. Область применения (в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст)
Применение настоящего стандарта направлено на содействие защите работников от опасных и вредных производственных факторов и исключению связанных с их работой травм, ухудшений здоровья, болезней, смертей, а также инцидентов (опасных происшествий). На национальном уровне стандарт должен служить: а) для установления национальных основ применения систем управления охраной труда, подкрепленных национальными законами и иными нормативными правовыми актами; б) руководящими указаниями по применению добровольных мероприятий по охране труда в организациях, направленных на соблюдение норм и правил, ведущих к непрерывному совершенствованию деятельности в области охраны труда; в) руководящими указаниями для разработки общенациональных и специальных стандартов и иных нормативных и методических документов по системам управления охраной труда для качественного обеспечения практических потребностей организаций в соответствии с их размером и характером деятельности. На уровне организации стандарт предназначен: а) служить руководящими указаниями по объединению элементов системы управления охраной труда в организации в качестве составной части общей политики и системы управления; б) способствовать активизации всех членов организации, в том числе работодателей, собственников, управленческого персонала, работников и их представителей с целью применения современных принципов и методов управления охраной труда, направленных на непрерывное совершенствование деятельности по охране труда. Примечание - Под членами организации понимают всех непосредственно связанных с деятельностью организации физических лиц, а не только работников.
2. Термины и определения
В настоящем стандарте применяемые ниже термины имеют следующие значения с соответствующими определениями: (в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст) 2.1. Инцидент (incident): небезопасное происшествие, связанное с работой или произошедшее в процессе работы, но не повлекшее за собой несчастного случая. 2.2. Комитет (комиссия) по охране труда (safety and health committee): Комитет или комиссия, в состав которых входят представители работников по охране труда и представители работодателя, созданные и функционирующие на уровне организации согласно национальным законам, правилам и практике. (п. 2.2 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст) 2.3. Компетентное лицо (competent person): лицо, обладающее необходимой подготовкой и достаточными знаниями, умениями и опытом для выполнения конкретной работы. 2.4. Компетентное учреждение (competent institution): Государственный орган или другая организация, обладающая полномочиями по определению национальной политики, разработке национальных основ применения систем управления охраной труда в организациях и формулированию соответствующих нормативных документов. (п. 2.4 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст) 2.5. Наблюдение за производственной средой (surveillance of the working environment): Общий термин, включающий идентификацию и оценку таких факторов окружающей производственной среды, которые могут воздействовать на здоровье работников. Он охватывает оценки санитарно-гигиенических условий труда, факторов организации труда, которые могут представлять риск для здоровья работников, средства коллективной и индивидуальной защиты, воздействие на работников опасных и вредных веществ и системы защиты от них, разработанные для их устранения и снижения. С позиций обеспечения здоровья работников, наблюдение за производственной средой может быть посвящено (но не ограничиваться только ими) проблемам эргономики, профилактике несчастных случаев и заболеваний, гигиене труда на рабочем месте, организации труда и социально-психологическим факторам на работе. (п. 2.5 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст) 2.6. Наблюдение за состоянием здоровья работников (workers' health surveillance): процедуры и обследования состояния здоровья работников для обнаружения и определения отклонений от нормы. Примечание. Результаты наблюдения за состоянием здоровья работников должны использоваться для защиты и оздоровления как отдельных работников, так и группы работников на рабочем месте, а также работников, подвергаемых воздействию вредных и опасных производственных факторов. Процедуры наблюдения за состоянием здоровья работников могут включать медицинские осмотры, биологический контроль, рентгенологические обследования, опрос или анализ данных о состоянии здоровья работников и другие процедуры.
2.7. Непрерывное совершенствование (continual improvement): последовательно повторяющийся процесс повышения эффективности системы управления охраной труда, направленный на улучшение деятельности организации по охране труда в целом. 2.8. Опасность (hazard): Производственный фактор, способный причинить травму или нанести иной вред здоровью человека. (п. 2.8 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст) 2.9. Организация (organization): Компания, фирма, проект, предприятие, учреждение, завод, фабрика, объединение, орган власти, общественный институт или ассоциация и т.п. либо их части, входящие или не входящие в их состав, различных форм собственности, которые имеют собственные функции и управление. В организациях, имеющих более одного структурного подразделения, каждое отдельно взятое структурное подразделение может рассматриваться как организация. (п. 2.9 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст) 2.10. Оценка опасностей (hazard assessment): систематическое оценивание опасностей. 2.11. Оценка риска (risk assessment): Процесс оценивания рисков, вызванных воздействием опасностей на работе, для определения их влияния на безопасность и сохранение здоровья работников. (п. 2.11 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст) 2.12. Подрядчик (contractor): Физическое лицо или организация, предоставляющее услуги работодателю на территории работодателя в соответствии с согласованными техническими требованиями, сроками и условиями. (п. 2.12 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст) 2.13. Представители работников (workers' representative): любые лица, признанные таковыми исходя из национального законодательства и практики. Примечание. Представителями работников могут быть: а) представители профессиональных союзов, назначенные или избранные профессиональными союзами или членами таких профсоюзов; б) выборные представители, свободно избранные работниками организации в соответствии с требованиями национальных законов, правил или коллективных договоров, и чьи функции не включают деятельность, которая признана в соответствующем государстве в качестве исключительной прерогативы профессиональных союзов.
2.14. Представители работников по охране труда (workers' safety and health representatives): Представители работников, избранные или назначенные в соответствии с национальными законами или практикой для представления интересов работников по охране труда на месте их работы. (п. 2.14 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст) 2.15. Проверка (audit): систематический, независимый, оформленный в виде документа процесс получения и объективной оценки данных степени соблюдения установленных критериев. Примечание. Термин необязательно означает независимую внешнюю проверку (проводимую проверяющим или проверяющими со стороны).
2.16. Место проведения работ (worksite): Физическая зона, находящаяся под контролем работодателя, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть для выполнения трудовых обязанностей. (п. 2.16 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст) 2.17. Работник (worker): физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. 2.18. Работодатель (employer): физическое или юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. 2.19. Работники и их представители (workers and their representatives): упоминание работников и их представителей указывает на то, что там, где существуют такие представители, они должны привлекаться к консультациям с целью обеспечения надлежащего участия работников. В ряде случаев целесообразно привлекать всех работников и всех их представителей. 2.20. Реагирующий мониторинг (reactive monitoring): Проверка того, что допущенные недостатки в мероприятиях по предотвращению и защите от воздействия опасностей и рисков, а также в функционировании системы управления охраной труда, о чем свидетельствуют случившиеся травмы, ухудшения здоровья, болезни и инциденты, идентифицированы и устранены. (п. 2.20 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст) 2.21. Риск (risk): сочетание вероятности возникновения в процессе трудовой деятельности опасного события, тяжести травмы или другого ущерба для здоровья человека, вызванных этим событием. 2.22. Система управления охраной труда (occupational safety and health management system): набор взаимосвязанных или взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели по охране труда и процедуры по достижению этих целей. 2.23. Текущий контроль (active monitoring): Текущая деятельность по проверке того, что меры по предупреждению и регулированию опасностей и рисков, а также мероприятия системы управления охраной труда соответствуют установленным критериям. (п. 2.23 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст) 2.24. Связанные с работой травмы, ухудшения здоровья и болезни (workrelated injuries, ill health and diseases): Результаты отрицательного воздействия на здоровье работника химических, биологических, физических факторов производственной среды, факторов трудового процесса и организации труда, социально-психологических и иных факторов на работе. Примечание - Устойчивое словосочетание и важнейшее международное понятие отрицательного воздействия неблагоприятных условий работы, продвигаемое МОТ, включающее в себя перечень всех возможных негативных последствий неблагоприятных условий труда, а не только учетные производственные травмы (несчастные случаи на производстве) и профессиональные болезни. (п. 2.24 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст)
3. Национальные основы систем управления охраной труда (в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст)
3.1. Национальная политика 3.1.1. В установленном порядке следует определить компетентное учреждение или несколько учреждений для формулирования, применения и периодического пересмотра согласованной национальной политики по созданию и содействию развития систем управления охраной труда в организациях. Согласованную национальную политику по управлению охраной труда в установленном порядке определяют, реализовывают и периодически пересматривают путем обсуждения с наиболее представительными организациями работодателей и работников и, при необходимости, с другими органами власти или общественными объединениями. (пп. 3.1.1 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст) 3.1.2. Национальная политика по системам управления охраной труда должна устанавливать общие принципы и процедуры для: а) содействия использованию и объединению систем управления охраной труда с общей системой управления организацией в качестве подсистемы; б) создания основы с целью облегчения и совершенствования выполнения мероприятий по систематическому анализу, планированию, применению и совершенствованию деятельности по охране труда на национальном уровне и на уровне организации; в) содействия участию работников и их представителей в работах по обеспечению охраны труда в организации; г) осуществления непрерывного эффективного и результативного совершенствования систем управления охраной труда без излишнего бюрократизма, администрирования и издержек; д) содействия сотрудничеству и поддержке систем управления охраной труда в организации инспекциями труда, службами охраны труда и другими национальными органами государственного надзора и контроля и направления их деятельности по использованию управления охраной труда; е) оценки через определенные промежутки времени эффективности национальной политики и национальной структуры систем управления охраной труда с целью ее совершенствования; ж) оценки и пропаганды имеющимися средствами эффективности систем управления охраной труда и практики их применения; з) обеспечения применения требований по охране труда, установленных в организации, подрядчиками и их работниками, в том числе временными работниками, непосредственно нанятыми работодателем. 3.1.3. С целью обеспечения согласованности национальной политики по охране труда и мероприятий по ее применению компетентное учреждение должно устанавливать национальные основы систем управления охраной труда для: а) определения и установления соответствующих функций и обязанностей различных учреждений, призванных осуществлять национальную политику и выполнять соответствующие мероприятия для обеспечения необходимой координации между ними; б) публикации и периодического пересмотра национального стандарта по добровольному применению и функционированию систем управления охраной труда в организациях; в) установления в установленном порядке критериев для назначения учреждений, ответственных за разработку, внедрение и применение специальных стандартов по системам управления охраной труда в организациях, и определения их соответствующих обязанностей; г) обеспечения доступности национальных и специальных стандартов, а также иных руководящих указаний работодателям, работникам и их представителям для использования ими преимуществ национальной политики. (пп. 3.1.3 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст) 3.1.4. Компетентное учреждение должно проводить мероприятия и обеспечивать инспекции труда, службы охраны труда и другие общественные или частные службы, агентства или учреждения, связанные с охраной труда, включая организации здравоохранения, специализированными руководящими указаниями для содействия и помощи организациям в осуществлении СУОТ. Примечание - Под службами охраны труда в настоящем стандарте в соответствии с международной практикой понимают внешние для работодателя организации, профессионально оказывающие услуги по охране труда. (пп. 3.1.4 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст)
3.2. Национальный стандарт 3.2.1. Национальный стандарт, устанавливающий порядок добровольного применения и систематического использования систем управления охраной труда, должен быть разработан на основе подхода, приведенного в разделе 4, с учетом национальных условий и практики. 3.2.2. Руководство МОТ-СУОТ 2001, настоящий стандарт, национальный стандарт и специальные стандарты по системам управления охраной труда должны быть увязаны между собой, предоставляя достаточную гибкость для непосредственного или адаптированного применения на уровне организации. (пп. 3.2.2 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст) 3.3. Специальные стандарты 3.3.1. Специальные стандарты, отражая общие цели настоящего стандарта, должны включать базисные элементы национального стандарта и отражать специфические условия и нужды организаций или групп организаций, учитывая: а) их размер (крупный, средний и малый) и инфраструктуру; и б) типы опасностей и значимость рисков. (пп. 3.3.1 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст) 3.3.2. Элементы национальных структур управления охраной труда и связи между ними представлены на рисунке 1.
┌────────────────────────────────────────┐ ┌──────────────┐ │ Руководство МОТ по системам управления ├────────────>│ │ │ охраной труда (ILO-OSH 2001) │ │ │ └───┬────────────────────────────────────┘ │ │ │ ┌──────────────────────────────────────────┐ │ │ └─>│ Настоящий межгосударственный стандарт ├───>│ Система │ │ по системам управления охраной труда │ │ управления │ └────────────────────┬─────────────────────┘ │охраной труда │ │ │в организациях│ V │ │ ┌──────────────────────────────────────────┐ │ │ │ Национальный стандарт по системам ├───>│ │ │ управления охраной труда │ │ │ └────────────────────┬─────────────────────┘ │ │ │ │ │ V │ │ ┌──────────────────────────────────────────┐ │ │ │ Специальные стандарты по системам │ │ │ │управления охраной труда отрасли экономики├───>│ │ │ или крупных промышленных и хозяйственных │ │ │ │ комплексов │ │ │ └──────────────────────────────────────────┘ └──────────────┘
Рисунок 1. Элементы национальных структур систем управления охраной труда
4. Система управления охраной труда в организации
Обеспечение охраны труда, включая соответствие требованиям охраны труда, установленным национальными законами и правилами, входит в обязательства и обязанности работодателя. Работодатель должен продемонстрировать свои безусловное руководство и приверженность деятельности по охране труда в организации и организовать создание системы управления охраной труда. Основные элементы системы управления охраной труда - политика, организация, планирование и осуществление, оценка и действия по совершенствованию - представлены на рисунке 2. (в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст)
Рисунок 2. Основные элементы системы управления охраной труда
Политика
4.1. Политика в области охраны труда 4.1.1. Работодатель, консультируясь с работниками и их представителями, должен изложить в письменном виде политику по охране труда, которая должна: а) отвечать специфике организации и соответствовать ее размеру и характеру деятельности; б) быть краткой, четко изложенной, иметь дату и вводиться в действие подписью либо работодателя или по его доверенности, либо самого старшего по должности ответственного лица в организации; в) распространяться и быть легкодоступной для всех лиц на их месте работы; г) анализироваться для постоянной пригодности; д) быть доступной в соответствующем порядке относящимся к делу внешним заинтересованным сторонам. (пп. 4.1.1 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст) 4.1.2. Политика в области охраны труда должна включать, как минимум, следующие ключевые принципы и цели, выполнение которых организация принимает на себя: а) обеспечение безопасности и охрану здоровья всех работников организации путем предупреждения связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов; б) соблюдение соответствующих национальных законов и иных нормативных правовых актов, программ по охране труда, коллективных соглашений по охране труда и других требований, которые организация обязалась выполнять; в) обязательства по проведению консультаций с работниками и их представителями и привлечению их к активному участию во всех элементах системы управления охраной труда; г) непрерывное совершенствование функционирования системы управления охраной труда. (пп. 4.1.2 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст) 4.1.3. Система управления охраной труда должна быть совместима или объединена с другими системами управления организации. 4.2. Участие работников и их представителей 4.2.1. Участие работников является важнейшим элементом системы управления охраной труда в организации. 4.2.2. Работодатель должен привлекать работников и их представителей по охране труда к консультациям, информированию и повышению их квалификации по всем аспектам охраны труда, связанным с их работой, включая мероприятия, в процессе возможных аварий. 4.2.3. Работодатель должен так организовать мероприятия для работников и их представителей по охране труда, чтобы они имели время и возможности для активного участия в процессах организации, планирования и реализации, применения, оценки и действий по совершенствованию системы управления охраной труда. 4.2.4. Работодатель должен обеспечивать создание, формирование и эффективное функционирование комитета (комиссии) по охране труда и признание представителей работников по охране труда в соответствии с национальными законами и практикой.
Организация
4.3. Обязанности и ответственность 4.3.1. Работодатель должен нести всеобъемлющие обязательства и ответственность по обеспечению безопасности и охране здоровья работников и обеспечивать руководство деятельностью по охране труда в организации. (пп. 4.3.1 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст) 4.3.2. Работодатель и руководители высшего звена должны распределять обязанности, ответственность и полномочия по разработке, осуществлению и результативному функционированию системы управления охраной труда и достижению соответствующих целей по охране труда. Должны быть установлены структуры и процессы, которые бы: а) обеспечивали управление охраной труда в виде линейной управленческой функции, известной и признанной на всех уровнях; б) определяли и доводили до членов организации обязанности, ответственность и полномочия лиц, которые выявляют, оценивают или регулируют опасности и риски охраны труда; в) осуществляли при необходимости эффективное оперативное руководство, чтобы гарантировать обеспечение безопасности и охрану здоровья работников; г) способствовали сотрудничеству, передаче и обмену информацией между членами организации, включая работников и их представителей, при осуществлении элементов системы управления охраной труда данной организации; д) соблюдали принципы построения систем управления охраной труда, содержащиеся в соответствующих национальном стандарте, специальных стандартах или иных руководствах, а также в добровольных программах, осуществление которых организация приняла на себя; е) устанавливали и осуществляли ясную политику по охране труда и измеримые цели; ж) устанавливали эффективные мероприятия по идентификации и устранению или ограничению опасностей и рисков и способствовали сохранению здоровья на работе; КонсультантПлюс: примечание. Нумерация подпунктов дана в соответствии с официальным текстом документа. и) устанавливали программы профилактики заболеваний и оздоровления; к) гарантированно обеспечивали эффективные мероприятия по полному участию работников и их представителей в выполнении политики по охране труда; л) предоставляли необходимые ресурсы для того, чтобы лица, несущие обязанности по охране труда, включая членов комитета (комиссии) по охране труда, могли правильно выполнять свои функции; и м) гарантированно обеспечивали эффективные мероприятия для полного участия работников и их представителей в комитетах (комиссиях) по охране труда там, где они существуют. (пп. 4.3.2 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст) 4.3.3. На уровне руководителей высшего звена организации должно быть назначено лицо или лица, наделенные обязанностями, ответственностью и полномочиями по: а) развитию, применению, периодическому анализу и оценке системы управления охраной труда; б) периодической отчетности высшему руководству о результативности функционирования системы управления охраной труда; в) содействию в участии всех членов организации. (пп. 4.3.3 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст) 4.4. Компетентность <*> и подготовка -------------------------------- <*> Компетентность по охране труда включает образование, опыт работы и подготовку либо их сочетание. (сноска в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст)
4.4.1. Требования к необходимой компетентности по охране труда должны быть определены работодателем. При этом следует устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии мероприятия, обеспечивающие наличие у всех лиц необходимой компетентности для выполнения своих служебных обязанностей и обязательств, относящихся к обеспечению безопасности и охране здоровья. (п. 4.4.1 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст) 4.4.2. Работодатель должен быть достаточно компетентным (или иметь возможность стать им) в области охраны труда для определения и устранения или регулирования опасностей и рисков, связанных с работой, и применения системы управления охраной труда. (п. 4.4.2 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст) 4.4.3. Программы подготовки, осуществляемые в рамках требований, упомянутых в 4.4.1, должны: а) охватывать всех членов организации в соответствующем порядке; б) проводиться компетентными лицами; в) предусматривать эффективную и своевременную первоначальную и повторную подготовку с соответствующей периодичностью; г) включать оценку слушателями доступности и прочности усвоения материала подготовки; д) периодически анализироваться. Анализ должен включать анализ подготовки членами комитета (комиссии) по охране труда, там, где они существуют, и программ подготовки, пересматриваемых, по мере необходимости, для гарантированного обеспечения их соответствия и эффективности; и е) документироваться в установленном порядке и сообразно размеру и характеру деятельности организации. (п. 4.4.3 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст) 4.4.4. Подготовка должна предоставляться всем слушателям бесплатно и осуществляться, по возможности, в рабочее время. 4.5. Документация системы управления охраной труда 4.5.1. В зависимости от размера, характера и вида деятельности организации следует устанавливать и совершенствовать документацию системы управления охраной труда, которая может содержать: а) политику и цели организации по охране труда; б) распределение ключевых управленческих ролей по охране труда и обязанностей по применению системы управления охраной труда; в) наиболее значительные опасности/риски, вытекающие из деятельности организации, и мероприятия по их предупреждению и снижению; г) положения, процедуры, методики, инструкции или другие внутренние документы, используемые в рамках системы управления охраной труда. (п. 4.5.1 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст) 4.5.2. Документация системы управления охраной труда должна: а) быть оформлена и изложена так, чтобы быть понятной пользователям; б) периодически анализироваться, при необходимости, своевременно корректироваться, распространяться и быть легкодоступной для всех работников организации, кому она предназначена и кого касается. 4.5.3. Записи данных по охране труда должны устанавливаться, управляться и поддерживаться в рабочем состоянии на местах в соответствии с потребностями организации. Они должны быть идентифицируемыми и отслеживаемыми, а срок их хранения должен быть точно определен. Примечание - Записи данных - общепринятое в практике системного управления наименование документов, фиксирующих прошедшие события и факты. В охране труда эти данные нужны при расследовании. (п. 4.5.3 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст)
4.5.4. Работники должны иметь право доступа к записям данных, относящимся к их производственной среде и здоровью, с учетом требований конфиденциальности. (п. 4.5.4 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст) 4.5.5. Записи данных по охране труда могут включать: а) записи данных, вытекающие из осуществления системы управления охраной труда; б) записи данных о связанных с работой травмах, ухудшениях здоровья, болезнях и инцидентах; в) записи данных, вытекающие из национальных законов или правил по охране труда; г) записи данных о воздействиях вредных производственных факторов на работников и наблюдений за производственной средой и за состоянием здоровья работников; и д) результаты текущего контроля и реагирующего мониторинга. (п. 4.5.5 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст) 4.6. Передача и обмен информацией 4.6.1. Следует устанавливать, обеспечивать применение и своевременно вносить изменения в мероприятия и процедуры для: а) получения, документирования и реагирования на внешние и внутренние сообщения, связанные с охраной труда; б) обеспечения внутренней передачи и обмена информацией по охране труда между соответствующими уровнями и функциональными структурами организации; в) обеспечения получения, гарантированного рассмотрения и подготовки ответов на запросы, идеи и предложения работников и их представителей по охране труда. (п. 4.6.1 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст)
Планирование и применение
4.7. Исходный анализ 4.7.1. В процессе исходного анализа оценивают существующую в организации систему управления охраной труда и соответствующие мероприятия. При отсутствии системы управления охраной труда или в случае, если организация создана заново, исходный анализ служит основой для создания системы управления охраной труда. 4.7.2. Исходный анализ проводят компетентные лица с учетом обсуждения с работниками организации и (или) их представителями. Они должны: а) определить действующие национальные законы и правила, национальные и специальные стандарты, программы по охране труда и другие требования, соблюдение которых организация принимает на себя; б) идентифицировать, предвидеть и оценить опасности и риски для безопасности и здоровья, вытекающие из существующей или предполагаемой производственной среды и организации труда; в) определить адекватность планируемых или действующих мер защиты для устранения опасностей или ограничения рисков; г) проанализировать результаты наблюдений за состоянием здоровья работников. (п. 4.7.2 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст) 4.7.3. Результат исходного анализа должен: а) быть документально оформлен; б) стать основанием для принятия решений о применении или совершенствовании системы управления охраной труда; в) определить базовый уровень для сравнения и оценки непрерывного совершенствования системы управления охраной труда в организации. 4.8. Планирование, разработка и применение системы управления охраной труда 4.8.1. Целью планирования должно быть создание системы управления охраной труда, поддерживающей: а) как минимум, соответствие с национальными законами и правилами; б) основные элементы системы управления охраной труда в организации; в) непрерывное совершенствование деятельности по охране труда. (п. 4.8.1 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст) 4.8.2. Мероприятия по качественному планированию охраны труда должны основываться на результатах исходного анализа, последующих анализов или других имеющихся данных. Эти мероприятия по планированию должны обеспечивать безопасность и охрану здоровья на работе и включать: а) ясное определение, расстановку приоритетности и, где это целесообразно, количественную оценку целей организации по охране труда; б) подготовку плана достижения каждой цели с распределением обязанностей и ответственности за достижение цели, сроками выполнения мероприятий по улучшению условий и охраны труда с ясными критериями результативности деятельности для каждого подразделения и уровня управления; в) отбор критериев сравнения для подтверждения достижения цели; г) предоставление необходимой технической поддержки, ресурсов, включая человеческие и финансовые. 4.8.3. Мероприятия по планированию охраны труда в организации должны включать разработку, развитие и функционирование всех элементов системы управления охраной труда, описанных в разделе 4 и представленных на рисунке 2. 4.9. Цели по охране труда (в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст) 4.9.1. В соответствии с политикой по охране труда и на основе исходного или последующих анализов следует установить измеримые цели охраны труда, которые должны быть: а) специфичными для организации, а также приемлемыми и соответствующими ее размеру и характеру деятельности; б) согласованными с требованиями соответствующих и применимых национальных законов и правил, а также с техническими и коммерческими обязательствами организации, относящимися к охране труда; в) направленными на непрерывное совершенствование защитных мероприятий охраны труда работников для достижения наилучшей результативности деятельности по охране труда; г) реалистичными и достижимыми; д) задокументированными и доведенными до всех соответствующих функциональных структур и уровней организации; и е) периодически оцениваемыми и, в случае необходимости, обновляемыми. (пп. 4.9.1 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст) 4.10. Предотвращение опасностей 4.10.1. Предупредительные и регулирующие меры (в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст) 4.10.1.1. Опасности и риски для безопасности и здоровья работников должны быть определены и оценены на постоянной основе. Предупредительные и регулирующие меры должны быть осуществлены в следующем порядке приоритетности: а) устранение опасности/риска; б) ограничение опасности/риска в его источнике путем использования технических средств коллективной защиты или организационных мер; в) минимизация опасности/риска путем проектирования безопасных производственных систем, включающих меры административного ограничения суммарного времени контакта с вредными и опасными производственными факторами; г) там, где оставшиеся опасности/риски не могут быть ограничены средствами коллективной защиты, работодатель должен бесплатно предоставить работникам соответствующие средства индивидуальной защиты, включая спецодежду, и принять меры по обеспечению их использования и поддержания в рабочем состоянии. (пп. 4.10.1.1 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст) 4.10.1.2. Следует установить процедуры или мероприятия< Муниципалитет / Администрация / Отделы администрации / Отдел внутренней политики, трудовых отношений, связей с общественностью и средств массовой информации / Организация охраны труда / |