Отдел внутренней политики, трудовых отношений, связей с общественностью и средств массовой информации

  15/11/2017

Введен в действие

Приказом Ростехрегулирования

от 10 июля 2007 г. N 169-ст

 

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

 

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

 

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА

 

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

 

ILO-OSH 2001

Guidelines on occupational safety and health

management systems

(IDT)

 

Occupational safety standards system. Occupational safety

and health management systems. General requirements

 

ГОСТ 12.0.230-2007

Список изменяющих документов

(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта

от 31.10.2013 N 1334-ст)

 

Группа Т58

 

ОКСТУ 0012

 

Предисловие

 

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-97 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены".

 

Сведения о стандарте

 

1. Подготовлен рабочей группой, состоящей из представителей ООО "Центр безопасности и гигиены труда" и Федерации независимых профсоюзов России, на основании собственного аутентичного перевода Руководства, указанного в пункте 4.

2. Внесен Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.

3. Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (Протокол N 28 от 27 марта 2007 г. по переписке).

За принятие проголосовали:

 

┌──────────────────────┬──────────┬───────────────────────────────────────┐

│ Краткое наименование │Код страны│ Сокращенное наименование национального│

│     страны по МК     │  по МК   │        органа по стандартизации       │

│  (ИСО 3166) 004-97   │(ИСО 3166)│                                       │

│                      │  004-97  │                                       │

├──────────────────────┼──────────┼───────────────────────────────────────┤

│Азербайджанская       │    AZ    │Азстандарт                             │

│Республика            │          │                                       │

│Республика Армения    │    AM    │Армстандарт                            │

│Республика Беларусь   │    BY    │Госстандарт Республики Беларусь        │

│Грузия                │    GE    │Грузстандарт                           │

│Республика Казахстан  │    KZ    │Госстандарт Республики Казахстан       │

│Кыргызская Республика │    KG    │Кыргызстандарт                         │

│Республика Молдова    │    MD    │Молдова-Стандарт                       │

│Российская Федерация  │    RU    │Федеральное агентство по техническому  │

│                      │          │регулированию и метрологии             │

│Республика Таджикистан│    TJ    │Таджикстандарт                         │

│Туркменистан          │    TM    │Главная Государственная служба         │

│                      │          │"Туркменстандартлары"                  │

│Республика Узбекистан │    UZ    │Госпотребстандарт Украины              │

│Украина               │    UA    │Госстандарт Украины                    │

└──────────────────────┴──────────┴───────────────────────────────────────┘

 

4. Настоящий стандарт идентичен документу Международной организации труда ILO-OSH 2001. Guidelines on occupational safety and health management systems (Руководство по системам управления охраной труда). Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования международного документа для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5-2001 (подраздел 3.6).

5. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 июля 2007 г. N 169-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2009 г.

(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст)

6. Введен впервые.

 

Введение

 

Положительное воздействие внедрения систем управления охраной труда на уровне организации <*>, выражающееся как в снижении воздействия опасных и вредных производственных факторов и рисков, так и в повышении производительности, в настоящее время признано правительствами, работодателями и работниками.

--------------------------------

<*> Определение см. в разделе 2 "Термины и определения".

 

Требования к системам управления охраной труда разработаны Международной организацией труда (МОТ) на основе широкомасштабного подхода в соответствии с общепризнанными международными принципами, которые определены входящими в МОТ представителями трех сторон социально-трудовых отношений. Этот трехсторонний подход обеспечивает силу, гибкость и надлежащую основу для развития стабильной культуры безопасности труда в организации. Эти добровольно принимаемые к исполнению требования к системам управления охраной труда отражают ценности и средства МОТ, связанные с обеспечением безопасности и охраны здоровья работников.

(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст)

Практические рекомендации, содержащиеся в настоящем стандарте, предназначены для использования всеми, на кого возложены обязанности и ответственность за управление охраной труда. Они не являются обязательными и не направлены на замену национального законодательства, действующих правил или утвержденных стандартов. Результат их применения не обязательно должен подвергаться сертификации.

(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст)

Примечание - Сертификация системы управления охраной труда является целесообразной и желательной, но не обязательной процедурой при применении требований настоящего стандарта.

(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст)

 

На работодателя возлагается непосредственная ответственность и обязанности по организации работ по охране труда. Применение системы управления охраной труда способствует выполнению этих обязанностей. Поэтому настоящий стандарт является практическим инструментом содействия организациям и компетентным учреждениям в осуществлении непрерывного совершенствования деятельности по охране труда.

(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст)

 

1. Область применения

(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст)

 

Применение настоящего стандарта направлено на содействие защите работников от опасных и вредных производственных факторов и исключению связанных с их работой травм, ухудшений здоровья, болезней, смертей, а также инцидентов (опасных происшествий).

На национальном уровне стандарт должен служить:

а) для установления национальных основ применения систем управления охраной труда, подкрепленных национальными законами и иными нормативными правовыми актами;

б) руководящими указаниями по применению добровольных мероприятий по охране труда в организациях, направленных на соблюдение норм и правил, ведущих к непрерывному совершенствованию деятельности в области охраны труда;

в) руководящими указаниями для разработки общенациональных и специальных стандартов и иных нормативных и методических документов по системам управления охраной труда для качественного обеспечения практических потребностей организаций в соответствии с их размером и характером деятельности.

На уровне организации стандарт предназначен:

а) служить руководящими указаниями по объединению элементов системы управления охраной труда в организации в качестве составной части общей политики и системы управления;

б) способствовать активизации всех членов организации, в том числе работодателей, собственников, управленческого персонала, работников и их представителей с целью применения современных принципов и методов управления охраной труда, направленных на непрерывное совершенствование деятельности по охране труда.

Примечание - Под членами организации понимают всех непосредственно связанных с деятельностью организации физических лиц, а не только работников.

 

2. Термины и определения

 

В настоящем стандарте применяемые ниже термины имеют следующие значения с соответствующими определениями:

(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст)

2.1. Инцидент (incident): небезопасное происшествие, связанное с работой или произошедшее в процессе работы, но не повлекшее за собой несчастного случая.

2.2. Комитет (комиссия) по охране труда (safety and health committee): Комитет или комиссия, в состав которых входят представители работников по охране труда и представители работодателя, созданные и функционирующие на уровне организации согласно национальным законам, правилам и практике.

(п. 2.2 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст)

2.3. Компетентное лицо (competent person): лицо, обладающее необходимой подготовкой и достаточными знаниями, умениями и опытом для выполнения конкретной работы.

2.4. Компетентное учреждение (competent institution): Государственный орган или другая организация, обладающая полномочиями по определению национальной политики, разработке национальных основ применения систем управления охраной труда в организациях и формулированию соответствующих нормативных документов.

(п. 2.4 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст)

2.5. Наблюдение за производственной средой (surveillance of the working environment): Общий термин, включающий идентификацию и оценку таких факторов окружающей производственной среды, которые могут воздействовать на здоровье работников. Он охватывает оценки санитарно-гигиенических условий труда, факторов организации труда, которые могут представлять риск для здоровья работников, средства коллективной и индивидуальной защиты, воздействие на работников опасных и вредных веществ и системы защиты от них, разработанные для их устранения и снижения. С позиций обеспечения здоровья работников, наблюдение за производственной средой может быть посвящено (но не ограничиваться только ими) проблемам эргономики, профилактике несчастных случаев и заболеваний, гигиене труда на рабочем месте, организации труда и социально-психологическим факторам на работе.

(п. 2.5 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст)

2.6. Наблюдение за состоянием здоровья работников (workers' health surveillance): процедуры и обследования состояния здоровья работников для обнаружения и определения отклонений от нормы.

Примечание. Результаты наблюдения за состоянием здоровья работников должны использоваться для защиты и оздоровления как отдельных работников, так и группы работников на рабочем месте, а также работников, подвергаемых воздействию вредных и опасных производственных факторов. Процедуры наблюдения за состоянием здоровья работников могут включать медицинские осмотры, биологический контроль, рентгенологические обследования, опрос или анализ данных о состоянии здоровья работников и другие процедуры.

 

2.7. Непрерывное совершенствование (continual improvement): последовательно повторяющийся процесс повышения эффективности системы управления охраной труда, направленный на улучшение деятельности организации по охране труда в целом.

2.8. Опасность (hazard): Производственный фактор, способный причинить травму или нанести иной вред здоровью человека.

(п. 2.8 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст)

2.9. Организация (organization): Компания, фирма, проект, предприятие, учреждение, завод, фабрика, объединение, орган власти, общественный институт или ассоциация и т.п. либо их части, входящие или не входящие в их состав, различных форм собственности, которые имеют собственные функции и управление. В организациях, имеющих более одного структурного подразделения, каждое отдельно взятое структурное подразделение может рассматриваться как организация.

(п. 2.9 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст)

2.10. Оценка опасностей (hazard assessment): систематическое оценивание опасностей.

2.11. Оценка риска (risk assessment): Процесс оценивания рисков, вызванных воздействием опасностей на работе, для определения их влияния на безопасность и сохранение здоровья работников.

(п. 2.11 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст)

2.12. Подрядчик (contractor): Физическое лицо или организация, предоставляющее услуги работодателю на территории работодателя в соответствии с согласованными техническими требованиями, сроками и условиями.

(п. 2.12 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст)

2.13. Представители работников (workers' representative): любые лица, признанные таковыми исходя из национального законодательства и практики.

Примечание. Представителями работников могут быть:

а) представители профессиональных союзов, назначенные или избранные профессиональными союзами или членами таких профсоюзов;

б) выборные представители, свободно избранные работниками организации в соответствии с требованиями национальных законов, правил или коллективных договоров, и чьи функции не включают деятельность, которая признана в соответствующем государстве в качестве исключительной прерогативы профессиональных союзов.

 

2.14. Представители работников по охране труда (workers' safety and health representatives): Представители работников, избранные или назначенные в соответствии с национальными законами или практикой для представления интересов работников по охране труда на месте их работы.

(п. 2.14 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст)

2.15. Проверка (audit): систематический, независимый, оформленный в виде документа процесс получения и объективной оценки данных степени соблюдения установленных критериев.

Примечание. Термин необязательно означает независимую внешнюю проверку (проводимую проверяющим или проверяющими со стороны).

 

2.16. Место проведения работ (worksite): Физическая зона, находящаяся под контролем работодателя, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть для выполнения трудовых обязанностей.

(п. 2.16 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст)

2.17. Работник (worker): физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.

2.18. Работодатель (employer): физическое или юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.

2.19. Работники и их представители (workers and their representatives): упоминание работников и их представителей указывает на то, что там, где существуют такие представители, они должны привлекаться к консультациям с целью обеспечения надлежащего участия работников. В ряде случаев целесообразно привлекать всех работников и всех их представителей.

2.20. Реагирующий мониторинг (reactive monitoring): Проверка того, что допущенные недостатки в мероприятиях по предотвращению и защите от воздействия опасностей и рисков, а также в функционировании системы управления охраной труда, о чем свидетельствуют случившиеся травмы, ухудшения здоровья, болезни и инциденты, идентифицированы и устранены.

(п. 2.20 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст)

2.21. Риск (risk): сочетание вероятности возникновения в процессе трудовой деятельности опасного события, тяжести травмы или другого ущерба для здоровья человека, вызванных этим событием.

2.22. Система управления охраной труда (occupational safety and health management system): набор взаимосвязанных или взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели по охране труда и процедуры по достижению этих целей.

2.23. Текущий контроль (active monitoring): Текущая деятельность по проверке того, что меры по предупреждению и регулированию опасностей и рисков, а также мероприятия системы управления охраной труда соответствуют установленным критериям.

(п. 2.23 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст)

2.24. Связанные с работой травмы, ухудшения здоровья и болезни (workrelated injuries, ill health and diseases): Результаты отрицательного воздействия на здоровье работника химических, биологических, физических факторов производственной среды, факторов трудового процесса и организации труда, социально-психологических и иных факторов на работе.

Примечание - Устойчивое словосочетание и важнейшее международное понятие отрицательного воздействия неблагоприятных условий работы, продвигаемое МОТ, включающее в себя перечень всех возможных негативных последствий неблагоприятных условий труда, а не только учетные производственные травмы (несчастные случаи на производстве) и профессиональные болезни.

(п. 2.24 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст)

 

3. Национальные основы систем управления охраной труда

(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст)

 

3.1. Национальная политика

3.1.1. В установленном порядке следует определить компетентное учреждение или несколько учреждений для формулирования, применения и периодического пересмотра согласованной национальной политики по созданию и содействию развития систем управления охраной труда в организациях. Согласованную национальную политику по управлению охраной труда в установленном порядке определяют, реализовывают и периодически пересматривают путем обсуждения с наиболее представительными организациями работодателей и работников и, при необходимости, с другими органами власти или общественными объединениями.

(пп. 3.1.1 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст)

3.1.2. Национальная политика по системам управления охраной труда должна устанавливать общие принципы и процедуры для:

а) содействия использованию и объединению систем управления охраной труда с общей системой управления организацией в качестве подсистемы;

б) создания основы с целью облегчения и совершенствования выполнения мероприятий по систематическому анализу, планированию, применению и совершенствованию деятельности по охране труда на национальном уровне и на уровне организации;

в) содействия участию работников и их представителей в работах по обеспечению охраны труда в организации;

г) осуществления непрерывного эффективного и результативного совершенствования систем управления охраной труда без излишнего бюрократизма, администрирования и издержек;

д) содействия сотрудничеству и поддержке систем управления охраной труда в организации инспекциями труда, службами охраны труда и другими национальными органами государственного надзора и контроля и направления их деятельности по использованию управления охраной труда;

е) оценки через определенные промежутки времени эффективности национальной политики и национальной структуры систем управления охраной труда с целью ее совершенствования;

ж) оценки и пропаганды имеющимися средствами эффективности систем управления охраной труда и практики их применения;

з) обеспечения применения требований по охране труда, установленных в организации, подрядчиками и их работниками, в том числе временными работниками, непосредственно нанятыми работодателем.

3.1.3. С целью обеспечения согласованности национальной политики по охране труда и мероприятий по ее применению компетентное учреждение должно устанавливать национальные основы систем управления охраной труда для:

а) определения и установления соответствующих функций и обязанностей различных учреждений, призванных осуществлять национальную политику и выполнять соответствующие мероприятия для обеспечения необходимой координации между ними;

б) публикации и периодического пересмотра национального стандарта по добровольному применению и функционированию систем управления охраной труда в организациях;

в) установления в установленном порядке критериев для назначения учреждений, ответственных за разработку, внедрение и применение специальных стандартов по системам управления охраной труда в организациях, и определения их соответствующих обязанностей;

г) обеспечения доступности национальных и специальных стандартов, а также иных руководящих указаний работодателям, работникам и их представителям для использования ими преимуществ национальной политики.

(пп. 3.1.3 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст)

3.1.4. Компетентное учреждение должно проводить мероприятия и обеспечивать инспекции труда, службы охраны труда и другие общественные или частные службы, агентства или учреждения, связанные с охраной труда, включая организации здравоохранения, специализированными руководящими указаниями для содействия и помощи организациям в осуществлении СУОТ.

Примечание - Под службами охраны труда в настоящем стандарте в соответствии с международной практикой понимают внешние для работодателя организации, профессионально оказывающие услуги по охране труда.

(пп. 3.1.4 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст)

 

3.2. Национальный стандарт

3.2.1. Национальный стандарт, устанавливающий порядок добровольного применения и систематического использования систем управления охраной труда, должен быть разработан на основе подхода, приведенного в разделе 4, с учетом национальных условий и практики.

3.2.2. Руководство МОТ-СУОТ 2001, настоящий стандарт, национальный стандарт и специальные стандарты по системам управления охраной труда должны быть увязаны между собой, предоставляя достаточную гибкость для непосредственного или адаптированного применения на уровне организации.

(пп. 3.2.2 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст)

3.3. Специальные стандарты

3.3.1. Специальные стандарты, отражая общие цели настоящего стандарта, должны включать базисные элементы национального стандарта и отражать специфические условия и нужды организаций или групп организаций, учитывая:

а) их размер (крупный, средний и малый) и инфраструктуру; и

б) типы опасностей и значимость рисков.

(пп. 3.3.1 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст)

3.3.2. Элементы национальных структур управления охраной труда и связи между ними представлены на рисунке 1.

 

┌────────────────────────────────────────┐             ┌──────────────┐

│ Руководство МОТ по системам управления ├────────────>│              │

│      охраной труда (ILO-OSH 2001)      │             │              │

└───┬────────────────────────────────────┘             │              │

    │  ┌──────────────────────────────────────────┐    │              │

    └─>│   Настоящий межгосударственный стандарт  ├───>│   Система    │

       │   по системам управления охраной труда   │    │  управления  │

       └────────────────────┬─────────────────────┘    │охраной труда │

                            │                          │в организациях│

                            V                          │              │

       ┌──────────────────────────────────────────┐    │              │

       │    Национальный стандарт по системам     ├───>│              │

       │        управления охраной труда          │    │              │

       └────────────────────┬─────────────────────┘    │              │

                            │                          │              │

                            V                          │              │

       ┌──────────────────────────────────────────┐    │              │

       │    Специальные стандарты по системам     │    │              │

       │управления охраной труда отрасли экономики├───>│              │

       │ или крупных промышленных и хозяйственных │    │              │

       │               комплексов                 │    │              │

       └──────────────────────────────────────────┘    └──────────────┘

 

Рисунок 1. Элементы национальных структур

систем управления охраной труда

 

4. Система управления охраной труда в организации

 

Обеспечение охраны труда, включая соответствие требованиям охраны труда, установленным национальными законами и правилами, входит в обязательства и обязанности работодателя. Работодатель должен продемонстрировать свои безусловное руководство и приверженность деятельности по охране труда в организации и организовать создание системы управления охраной труда. Основные элементы системы управления охраной труда - политика, организация, планирование и осуществление, оценка и действия по совершенствованию - представлены на рисунке 2.

(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст)

 

 

Рисунок 2. Основные элементы системы управления

охраной труда

 

Политика

 

4.1. Политика в области охраны труда

4.1.1. Работодатель, консультируясь с работниками и их представителями, должен изложить в письменном виде политику по охране труда, которая должна:

а) отвечать специфике организации и соответствовать ее размеру и характеру деятельности;

б) быть краткой, четко изложенной, иметь дату и вводиться в действие подписью либо работодателя или по его доверенности, либо самого старшего по должности ответственного лица в организации;

в) распространяться и быть легкодоступной для всех лиц на их месте работы;

г) анализироваться для постоянной пригодности;

д) быть доступной в соответствующем порядке относящимся к делу внешним заинтересованным сторонам.

(пп. 4.1.1 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст)

4.1.2. Политика в области охраны труда должна включать, как минимум, следующие ключевые принципы и цели, выполнение которых организация принимает на себя:

а) обеспечение безопасности и охрану здоровья всех работников организации путем предупреждения связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов;

б) соблюдение соответствующих национальных законов и иных нормативных правовых актов, программ по охране труда, коллективных соглашений по охране труда и других требований, которые организация обязалась выполнять;

в) обязательства по проведению консультаций с работниками и их представителями и привлечению их к активному участию во всех элементах системы управления охраной труда;

г) непрерывное совершенствование функционирования системы управления охраной труда.

(пп. 4.1.2 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст)

4.1.3. Система управления охраной труда должна быть совместима или объединена с другими системами управления организации.

4.2. Участие работников и их представителей

4.2.1. Участие работников является важнейшим элементом системы управления охраной труда в организации.

4.2.2. Работодатель должен привлекать работников и их представителей по охране труда к консультациям, информированию и повышению их квалификации по всем аспектам охраны труда, связанным с их работой, включая мероприятия, в процессе возможных аварий.

4.2.3. Работодатель должен так организовать мероприятия для работников и их представителей по охране труда, чтобы они имели время и возможности для активного участия в процессах организации, планирования и реализации, применения, оценки и действий по совершенствованию системы управления охраной труда.

4.2.4. Работодатель должен обеспечивать создание, формирование и эффективное функционирование комитета (комиссии) по охране труда и признание представителей работников по охране труда в соответствии с национальными законами и практикой.

 

Организация

 

4.3. Обязанности и ответственность

4.3.1. Работодатель должен нести всеобъемлющие обязательства и ответственность по обеспечению безопасности и охране здоровья работников и обеспечивать руководство деятельностью по охране труда в организации.

(пп. 4.3.1 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст)

4.3.2. Работодатель и руководители высшего звена должны распределять обязанности, ответственность и полномочия по разработке, осуществлению и результативному функционированию системы управления охраной труда и достижению соответствующих целей по охране труда.

Должны быть установлены структуры и процессы, которые бы:

а) обеспечивали управление охраной труда в виде линейной управленческой функции, известной и признанной на всех уровнях;

б) определяли и доводили до членов организации обязанности, ответственность и полномочия лиц, которые выявляют, оценивают или регулируют опасности и риски охраны труда;

в) осуществляли при необходимости эффективное оперативное руководство, чтобы гарантировать обеспечение безопасности и охрану здоровья работников;

г) способствовали сотрудничеству, передаче и обмену информацией между членами организации, включая работников и их представителей, при осуществлении элементов системы управления охраной труда данной организации;

д) соблюдали принципы построения систем управления охраной труда, содержащиеся в соответствующих национальном стандарте, специальных стандартах или иных руководствах, а также в добровольных программах, осуществление которых организация приняла на себя;

е) устанавливали и осуществляли ясную политику по охране труда и измеримые цели;

ж) устанавливали эффективные мероприятия по идентификации и устранению или ограничению опасностей и рисков и способствовали сохранению здоровья на работе;

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация подпунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

и) устанавливали программы профилактики заболеваний и оздоровления;

к) гарантированно обеспечивали эффективные мероприятия по полному участию работников и их представителей в выполнении политики по охране труда;

л) предоставляли необходимые ресурсы для того, чтобы лица, несущие обязанности по охране труда, включая членов комитета (комиссии) по охране труда, могли правильно выполнять свои функции; и

м) гарантированно обеспечивали эффективные мероприятия для полного участия работников и их представителей в комитетах (комиссиях) по охране труда там, где они существуют.

(пп. 4.3.2 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст)

4.3.3. На уровне руководителей высшего звена организации должно быть назначено лицо или лица, наделенные обязанностями, ответственностью и полномочиями по:

а) развитию, применению, периодическому анализу и оценке системы управления охраной труда;

б) периодической отчетности высшему руководству о результативности функционирования системы управления охраной труда;

в) содействию в участии всех членов организации.

(пп. 4.3.3 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст)

4.4. Компетентность <*> и подготовка

--------------------------------

<*> Компетентность по охране труда включает образование, опыт работы и подготовку либо их сочетание.

(сноска в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст)

 

4.4.1. Требования к необходимой компетентности по охране труда должны быть определены работодателем. При этом следует устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии мероприятия, обеспечивающие наличие у всех лиц необходимой компетентности для выполнения своих служебных обязанностей и обязательств, относящихся к обеспечению безопасности и охране здоровья.

(п. 4.4.1 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст)

4.4.2. Работодатель должен быть достаточно компетентным (или иметь возможность стать им) в области охраны труда для определения и устранения или регулирования опасностей и рисков, связанных с работой, и применения системы управления охраной труда.

(п. 4.4.2 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст)

4.4.3. Программы подготовки, осуществляемые в рамках требований, упомянутых в 4.4.1, должны:

а) охватывать всех членов организации в соответствующем порядке;

б) проводиться компетентными лицами;

в) предусматривать эффективную и своевременную первоначальную и повторную подготовку с соответствующей периодичностью;

г) включать оценку слушателями доступности и прочности усвоения материала подготовки;

д) периодически анализироваться. Анализ должен включать анализ подготовки членами комитета (комиссии) по охране труда, там, где они существуют, и программ подготовки, пересматриваемых, по мере необходимости, для гарантированного обеспечения их соответствия и эффективности; и

е) документироваться в установленном порядке и сообразно размеру и характеру деятельности организации.

(п. 4.4.3 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст)

4.4.4. Подготовка должна предоставляться всем слушателям бесплатно и осуществляться, по возможности, в рабочее время.

4.5. Документация системы управления охраной труда

4.5.1. В зависимости от размера, характера и вида деятельности организации следует устанавливать и совершенствовать документацию системы управления охраной труда, которая может содержать:

а) политику и цели организации по охране труда;

б) распределение ключевых управленческих ролей по охране труда и обязанностей по применению системы управления охраной труда;

в) наиболее значительные опасности/риски, вытекающие из деятельности организации, и мероприятия по их предупреждению и снижению;

г) положения, процедуры, методики, инструкции или другие внутренние документы, используемые в рамках системы управления охраной труда.

(п. 4.5.1 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст)

4.5.2. Документация системы управления охраной труда должна:

а) быть оформлена и изложена так, чтобы быть понятной пользователям;

б) периодически анализироваться, при необходимости, своевременно корректироваться, распространяться и быть легкодоступной для всех работников организации, кому она предназначена и кого касается.

4.5.3. Записи данных по охране труда должны устанавливаться, управляться и поддерживаться в рабочем состоянии на местах в соответствии с потребностями организации. Они должны быть идентифицируемыми и отслеживаемыми, а срок их хранения должен быть точно определен.

Примечание - Записи данных - общепринятое в практике системного управления наименование документов, фиксирующих прошедшие события и факты. В охране труда эти данные нужны при расследовании.

(п. 4.5.3 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст)

 

4.5.4. Работники должны иметь право доступа к записям данных, относящимся к их производственной среде и здоровью, с учетом требований конфиденциальности.

(п. 4.5.4 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст)

4.5.5. Записи данных по охране труда могут включать:

а) записи данных, вытекающие из осуществления системы управления охраной труда;

б) записи данных о связанных с работой травмах, ухудшениях здоровья, болезнях и инцидентах;

в) записи данных, вытекающие из национальных законов или правил по охране труда;

г) записи данных о воздействиях вредных производственных факторов на работников и наблюдений за производственной средой и за состоянием здоровья работников; и

д) результаты текущего контроля и реагирующего мониторинга.

(п. 4.5.5 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст)

4.6. Передача и обмен информацией

4.6.1. Следует устанавливать, обеспечивать применение и своевременно вносить изменения в мероприятия и процедуры для:

а) получения, документирования и реагирования на внешние и внутренние сообщения, связанные с охраной труда;

б) обеспечения внутренней передачи и обмена информацией по охране труда между соответствующими уровнями и функциональными структурами организации;

в) обеспечения получения, гарантированного рассмотрения и подготовки ответов на запросы, идеи и предложения работников и их представителей по охране труда.

(п. 4.6.1 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст)

 

Планирование и применение

 

4.7. Исходный анализ

4.7.1. В процессе исходного анализа оценивают существующую в организации систему управления охраной труда и соответствующие мероприятия. При отсутствии системы управления охраной труда или в случае, если организация создана заново, исходный анализ служит основой для создания системы управления охраной труда.

4.7.2. Исходный анализ проводят компетентные лица с учетом обсуждения с работниками организации и (или) их представителями. Они должны:

а) определить действующие национальные законы и правила, национальные и специальные стандарты, программы по охране труда и другие требования, соблюдение которых организация принимает на себя;

б) идентифицировать, предвидеть и оценить опасности и риски для безопасности и здоровья, вытекающие из существующей или предполагаемой производственной среды и организации труда;

в) определить адекватность планируемых или действующих мер защиты для устранения опасностей или ограничения рисков;

г) проанализировать результаты наблюдений за состоянием здоровья работников.

(п. 4.7.2 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст)

4.7.3. Результат исходного анализа должен:

а) быть документально оформлен;

б) стать основанием для принятия решений о применении или совершенствовании системы управления охраной труда;

в) определить базовый уровень для сравнения и оценки непрерывного совершенствования системы управления охраной труда в организации.

4.8. Планирование, разработка и применение системы управления охраной труда

4.8.1. Целью планирования должно быть создание системы управления охраной труда, поддерживающей:

а) как минимум, соответствие с национальными законами и правилами;

б) основные элементы системы управления охраной труда в организации;

в) непрерывное совершенствование деятельности по охране труда.

(п. 4.8.1 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст)

4.8.2. Мероприятия по качественному планированию охраны труда должны основываться на результатах исходного анализа, последующих анализов или других имеющихся данных. Эти мероприятия по планированию должны обеспечивать безопасность и охрану здоровья на работе и включать:

а) ясное определение, расстановку приоритетности и, где это целесообразно, количественную оценку целей организации по охране труда;

б) подготовку плана достижения каждой цели с распределением обязанностей и ответственности за достижение цели, сроками выполнения мероприятий по улучшению условий и охраны труда с ясными критериями результативности деятельности для каждого подразделения и уровня управления;

в) отбор критериев сравнения для подтверждения достижения цели;

г) предоставление необходимой технической поддержки, ресурсов, включая человеческие и финансовые.

4.8.3. Мероприятия по планированию охраны труда в организации должны включать разработку, развитие и функционирование всех элементов системы управления охраной труда, описанных в разделе 4 и представленных на рисунке 2.

4.9. Цели по охране труда

(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст)

4.9.1. В соответствии с политикой по охране труда и на основе исходного или последующих анализов следует установить измеримые цели охраны труда, которые должны быть:

а) специфичными для организации, а также приемлемыми и соответствующими ее размеру и характеру деятельности;

б) согласованными с требованиями соответствующих и применимых национальных законов и правил, а также с техническими и коммерческими обязательствами организации, относящимися к охране труда;

в) направленными на непрерывное совершенствование защитных мероприятий охраны труда работников для достижения наилучшей результативности деятельности по охране труда;

г) реалистичными и достижимыми;

д) задокументированными и доведенными до всех соответствующих функциональных структур и уровней организации; и

е) периодически оцениваемыми и, в случае необходимости, обновляемыми.

(пп. 4.9.1 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст)

4.10. Предотвращение опасностей

4.10.1. Предупредительные и регулирующие меры

(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст)

4.10.1.1. Опасности и риски для безопасности и здоровья работников должны быть определены и оценены на постоянной основе.

Предупредительные и регулирующие меры должны быть осуществлены в следующем порядке приоритетности:

а) устранение опасности/риска;

б) ограничение опасности/риска в его источнике путем использования технических средств коллективной защиты или организационных мер;

в) минимизация опасности/риска путем проектирования безопасных производственных систем, включающих меры административного ограничения суммарного времени контакта с вредными и опасными производственными факторами;

г) там, где оставшиеся опасности/риски не могут быть ограничены средствами коллективной защиты, работодатель должен бесплатно предоставить работникам соответствующие средства индивидуальной защиты, включая спецодежду, и принять меры по обеспечению их использования и поддержания в рабочем состоянии.

(пп. 4.10.1.1 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст)

4.10.1.2. Следует установить процедуры или мероприятия<

Муниципалитет / Администрация / Отделы администрации / Отдел внутренней политики, трудовых отношений, связей с общественностью и средств массовой информации / Организация охраны труда /