13 февраля 2020 г.
В настоящее время в российской правовой системе законодательству о защите прав потребителей отводится важнейшая роль.
Реализация государственной политики в сфере защиты прав потребителей, организация и осуществление федерального государственного надзора в этой области – основные направления деятельности службы Роспотребнадзора. Весьма значимым аспектом в работе сегодня является и обеспечение для граждан максимальной доступности информации в сфере потребительского законодательства - с целью в полной мере реализовать право потребителей на их защиту.
В минувшем году с целью исполнения приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека «О проведении внеплановых выездных проверок соблюдения правил продажи отдельных видов товаров в части размещения (выкладки) молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов», изданного в целях реализации поручения Правительства Российской Федерации, специалистами территориального отдела были проведены 73 внеплановые проверки за соблюдением законодательства РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.
По результатам проверок составлено 39 протоколов об административном правонарушении. Общая сумма наложенных штрафов составила50,5 тыс. руб. Выдано39 представлений по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. В установленный срок ТО получена информация об их исполнении с приложением подтверждающих документов.
За 2019 год в территориальный отдел поступило и рассмотрено 205 обращений на нарушения в сфере защиты прав потребителей, из них: 147 устных ( на личном приеме) и 58 письменных. Из общего количества поступивших письменных обращений по подведомственности направлено 9 обращений. В рамках работы «горячей линии» проведены 43 консультации.
78,4% полученных обращений касались вопросов розничной торговли.
Поступали обращения по вопросам бытового обслуживания, услуг связи, транспортных услуг, жилищно-коммунальных услуг, финансовых услуг, прочих видов деятельности.
Основными причинами, вызвавшими обращения граждан, как правило, являются:
- нарушение порядка и сроков удовлетворения требований потребителей в случае продажи товаров ненадлежащего качества, чаще всего сложно-технических товаров и мебели;
- не предоставление субъектами потребительского рынка информации о товарах, услугах и их изготовителях;
- нарушение порядка и сроков оказания услуг.
Для формирования у граждан навыков защиты потребительских прав, проводились просветительские мероприятия, а именно: проведено 5 лекций в МБОУ СОШ, 5 «круглых столов», посвященных «Всемирному дню защиты прав потребителей», подготовлено 37 публикаций в сфере защиты прав потребителей для размещения на сайтах администраций подконтрольных территорий.
За 2019г. специалистами отдела дано 20 заключений в суде по делу, из них:18- в сфере розничной торговли,2- в сфере страховой деятельности. Рассмотрено 8 дел, по которым даны заключения. Присуждено денежных средств в пользу потребителей -193,0 тысяч рублей, из них морального вреда -46,0 тысяч рублей.
В своей деятельности территориальный отдел при проведении проверок руководствуется Федеральным законом от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В соответствии с настоящим Законом обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.
Кроме того, основанием для проведения внеплановой проверки будет служить обращение гражданина, права которого нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к продавцу или исполнителю услуг и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены.
Для получения консультации по вопросам защиты прав потребителей граждане могут обратиться в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Брянской области по телефону «горячей линии» 8 (48 336) 5 50 97 , 8 (48 336) 5 56 96, по адресу: 243140 Брянская область, г. Клинцы, ул.Скоробогатова д.7а (среда и пятница с 9 до12 час.).
Напоминаем о работе портала ГИС ЗПП.
Государственный информационный ресурс http://zpp.rospotrebnadzor.ru/ создан Роспотребнадзором по поручению Правительства Российской Федерации для того, чтобы в полной мере реализовать право потребителей на защиту их прав.
На портале размещена вся нормативная база по защите прав потребителей, включая международные и региональные правовые акты, находящиеся на обсуждении законопроекты .
В открытом доступе опубликована информация по всем органам и организациям Роспотребнадзора, а также общественным объединениям по защите прав потребителей, оказывающим консультативную и информационную поддержку.
Отдельного внимания заслуживают опубликованные в открытом доступе сведения о случаях нарушения требований технических регламентов с указанием конкретных фактов несоответствия продукции обязательным требованиям.
Каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений. Также размещена вся информация о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.