Документы /

Торжество охраны труда в новом КоАП

  28/07/2020

  Отдел внутренней политики, трудовых отношений, связей с общественностью и средств массовой информации

Чиновники Минюста подготовили проект нового Кодекса об административных правонарушениях. Сейчас документ находится на этапе публичных обсуждений и проведения антикоррупционной экспертизы. Его текст опубликован на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов.

Как утверждается в пояснительной записке к документу, по истечении 17 лет действия КоАП возникла необходимость научного осмысления и проведения критической оценки норм кодекса с учетом конституционных требований и многократных изменений. В вышеназванный период было принято свыше 650 федеральных законов, внесших более 4,8 тысяч поправок в КоАП.

В большинстве случаев корректировки не имеют системного характера, что вызывает нарушение правового регулирования тождественных по содержанию общественных отношений. Подобная практика негативно отражается на обеспечении прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ТРУДА

 

В Главе 8 Особенной части КоАП приведены административные правонарушения, посягающие на трудовые права граждан в сфере социального обеспечения и права социальной защиты. Перечислим самые интересные для нас статьи.

В случае несоблюдения норм трудового законодательства и иных НПА, которые содержат нормы трудового права для юрлиц предусмотрено наказание по ст. 8.1 в виде штрафа от 30 до 50 тысяч рублей.

По ст.8.3 предусмотрена ответственность за несоблюдение государственных нормативных требований охраны труда. Нарушители юридические лица могут выплатить за это в бюджет государства от 50 до 80 тысяч рублей.

Нарушения работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение по статье 8.4 влечет наложение административного штрафа в размере 60-80 тысяч рублей.

Допуск сотрудников к работе без обучения и проверки знаний ОТ, а также без медосмотров и психиатрических освидетельствований (ст.8.5) влечет наложение штрафа для юрлиц в размере от 110 до 130 тысяч рублей. Аналогичное деяние, совершенное в отношении двух и более сотрудников, наказывается штрафом в размере 130-150 тысяч рублей.

В случае необеспечения персонала СИЗ (ст.8.6) предприятие заплатит штраф 130-150 тысяч рублей, если нарушение касается двух и более работников 150-200 тысяч рублей.

Нарушение действующего порядка расследования, оформления, регистрации и учета несчастных случаев (ст.8.7) влечет выплату штрафа для юрлиц в размере 80-100 тысяч рублей.

Если работодатель несвоевременно проинформирует о несчастном случае на производстве либо профзаболевании сотрудника(ст.8.8) ему грозит штраф от 60 до 80 тысяч рублей. Такое же наказание предусмотрено за непредоставление сведений о последствиях несчастного случая и мерах, предпринятых для его предотвращения. В случае сокрытия подобных фактов наказание строже — штраф от 140 до 160 тысяч рублей.

Сокрытие нечастного случая (ст.8.9) обойдется предприятию в 5-10 тысяч рублей.

За нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, требований законодательства о специальной оценке условий труда (ст.8.10) юридическое лицо заплатит от 70 до 100 тысяч рублей.

Ст.8.18 предусматривает ответственность работодателей за нарушение санитарно-эпидемиологических требований. Подобные действия юрлиц караются штрафом в размере 30-50 тысяч рублей, а если они создали угрозу здоровью и жизни работников штрафные санкции составляют 60-70 тысяч рублей. Эксперты считают, что нормы этой статьи могут применяться к предприятиям, игнорирующим соблюдение мер по предотвращению распространения COVID-19. Например, к ответственности можно привлечь за отсутствие устройств по обеззараживанию воздуха или непроведение дезинфекции контрактных поверхностей.

Отдельного внимания заслуживает статья 8.20, посвящённая фактам повторного нарушения норм трудового законодательства. В Минюсте предлагают удвоить наказание для юридических лиц или ввести административный запрет на деятельность предприятия сроком до 30 суток. При этом правонарушение как повторное станет квалифицироваться в случае совершения его два и более раза по одинаковой статье.

И в заключении хочется отметить, что несмотря на торжество в новом КоАП трудовых прав и охраны труда в частности, несмотря на действительно значительные штрафы, если работодатель все же не сможет обеспечить приемлемые условия труда и это элементарно вынудит работников пойти на крайние меры, например, объявить забастовку, то наказание за принуждение к отказу от забастовки (ст.8.16) будет носить чисто символический характер. По этому нарушению прав работников предусмотрен действительно ничтожно малый штраф в размере 1-2 тысячи рублей. Кроме того, даже увольнение в связи с объявлением забастовки по ст.8.17 влечет штраф для должностных лиц в размере 4-5 тысяч рублей. Могут ли испугать такие штрафы? Вопрос риторический.

https://ohranatruda.ru/news/896/588366/

Документы /